19 Фев, 2017

Что такое Медиа Арт?

Предлагаем вашему вниманию перевод содержательной статьи из Wikipedia — New media art.

Искусство новых медиа

Искусство новых медиа — это жанр, охватывающий произведения, созданные при помощи новых медиа технологий, включая цифровое искусство, компьютерную графику, телевизионные технологии, компьютерную анимацию, виртуальное искусство, сетевое искусство, интерактивное искусство, компьютерную робототехнику, а также биотехнологии. Термин показывает отличие получаемых культурных объектов, противопоставляя себя произведениям старого визуального искусства (традиционной живописи, скульптуре и т.д.). Эта связь со способом работы является ключевым моментом большей части современного искусства, что позволяет многим школам искусства и университетам предлагать дисциплины по «Новым Жанрам» или «Новым Медиа».
Интересы искусства новых медиа часто лежат в сфере телекоммуникаций, средств массовой информации и цифровых способов представления произведений искусства и привлечения к ним внимания, используя практики концептуального и виртуального искусства, а так же перформанса и инсталляции.

New Scool ASCII

Инсталляция Эдуардо Каца “Genesis”/«Генезис», Арс Электроника 1999

История

Истоки медиаискусства можно проследить до первых изобретений с движущимися фотографиями в позднем 19 веке, таких как  зоотроп (1834), праксиноскоп (1877) и зоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879).
В 1960-х развитие новых в то время видео технологий дало начало экспериментам Нам Джун Пайка и Вольфа Фостеля, а также мультимедийным перформансам группы Флюксус. В конце 1980-х развитие компьютерной графики и технологий, работающих в режиме реального времени, а затем, и распространение интернета в 1990-х, создало благоприятную почву для появления новых и разнообразных форм интерактивности в работах таких художников как: Линн Хершман Лисон, Дэвид Рокеби, Дон Риттер, Перри Хоберман, Рой Эскотт, Вук Чосич, Jodi, Джеффри Шоу, Морис Бенайон, Рафаэль Лозано-Хеммер.
В то же время, развитие биотехнологий позволило таким художникам как Эдуардо Кац начать исследование ДНК и генетики как новых медиа в искусстве.
Теории современного искусства новых медиа развиваются вокруг гипертекста, баз данных и сетей. Эти элементы были особенно революционны для нарративных и анти-нарративных исследований, что привело в такие сферы как нелинейное и интерактивное повествование. Основными мыслителями, повлиявшими на развитие искусства новых медиа, были Вэнивар Буш и Тед Нельсон, а так же, внесшие большой вклад своими литературными работами, Хорхе Луис Борхес, Итало Кальвино, Хулио Кортасар, Лев Манович и Дуглас Купер.

“World Skin”/«Кожа Мира» (1997) Маурицио Болоньини,
интерактивная инсталляция виртуальной реальности

Дж. Г. Ховагимьян “A Soapopera for iMacs”/«Мыльная опера для iMac’ов»

Темы

В книге “New Media Art” Марк Трайб и Рина Джана назвали несколько тем, к которым обращается современное искусство новых медиа: компьютерное искусство, сотрудничество, личность, апроприация, открытый код, телеприсутствие, наблюдение, пародирование корпораций, а также воздействие и хактивизм. В книге “Postdigitale” Маурицио Болоньини предполагает, что все медиа художники имеют один общий знаменатель, которым является отношение с новыми технологиями — результат обнаружения себя внутри определяющей эпоху трансформации, создаваемой технологическим развитием.

Тем не менее, искусство новых медиа проявляется не как набор однотипных практик, а как сложная область, сходящаяся на трёх основных элементах: 1) система искусств, 2) научные и промышленные исследования, 3) политико-культурный медиа активизм. Существует значительное различие между художниками-учеными, художниками-активистами и технологическими художниками, более близкими к системе искусств и имеющими не только разное образование и уровень технологической культуры, но и абсолютно разные результаты художественной деятельности. Это должно учитываться при исследовании некоторых тем, к которым обращается искусство новых медиа.

Нелинейность можно рассматривать как важную тему в искусстве новых медиа у таких художников как Билл Виола, который исследует значение этого термина в различных формах цифровых проектов. Это стало ключевой концепцией из-за установившегося общепринятого мнения о том, что все произведения необходимо воспринимать линейно и однозначно. Сейчас искусство уходит от такой формы, позволяя человеку выстраивать свои собственные ощущения от просмотра произведения. Люди часто спрашивают, «Какова разница между нелинейностью и случайностью?» Нелинейность описывает проект, параметры которого обладают определённой свободой, тогда как случайность обладает безграничной свободой. Нелинейное искусство обычно требует участия зрителя для проявления своих нелинейных свойств, тогда как случайное искусство, в той или иной степени, работает само по себе. Просматривая “Public Secrets”/«Общественные Секреты», мы можем видеть нелинейность, благодаря идеям высказанным такими людьми как Виола. Это приводит к пониманию других тем, затрагиваемых в разных формах искусства новых медиа. Аспект участия зрителя, ставший неотъемлемой частью произведения для некоторых художников, возник из работы Аллана Капроу «Хэппенинги».

Взаимосвязь и интерактивность интернета, так же как и борьба корпоративных, правительственных и общественных интересов очаровывает и вдохновляет многих современных медиахудожников.

Многие проекты в искусстве новых медиа работают с такими темами как политика и социальное сознание, давая возможность проявиться социальному активизму, благодаря интерактивной природе медиа. В качестве примеров можно назвать: «Public Secrets» Шарона Дэниэла, сайт отображающий угнетение и борьбу в тюрьмах Америки; “Terminal Air”/«Последний Воздух» группы Applied Autonomy, показывающий не разглашаемую судебную программу Центрального разведывательного управления США; Beyondmedia Education — некоммерческая организация, сотрудничающая с малообеспеченными женщинами, молодёжью и сообществами, для создания и распространения медиа искусства связанного с темами социального равноправия, гендерного насилия и школьной безопасности; “Oil Standard” Майкла Мэндиберга — плагин для браузера Firefox, показывающий все цены онлайн товаров в баррелях сырой нефти.

Презентация и Сохранение

В связи с тем, что технологии, используемые для представления работ искусства новых медиа, такие как ленты, плёнки, веб браузеры, программное обеспечение и операционные системы устаревают, то возникают серьёзные проблемы с сохранением произведений по прошествии некоторого времени с момента их создания. На данный момент,  ведутся исследовательские проекты, разрабатывающие методы улучшения сохранности и документации хрупкого наследия медиа арта.

Существующие методы хранения включают в себя конвертацию работы с устаревшего носителя на относительно новый, цифровое архивирование медиа и использование эмуляторов для сохранения работ, зависящих от устаревшего программного обеспечения или операционных систем.

Медиа искусство, или media art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии — такие, как интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или через эфир. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы (такие, как телевизор или пейджер) используются медиа-художниками в необычном ключе — на них возлагается основная роль при создании художественного произведения или акции.

В понятие медиа искусства (или «искусства новых медиа») входят такие разновидности как:

a. Видео арт (искусство работы с видео- и телевизионными имиджами, конечный результат — видео арт фильм);

b. Телекоммьюникейшн арт — в качестве художественного пространства используются различные виды известных нам киберпространств (начиная с телефонного и заканчивая спутником);

c. Искусство видео- и медиаинсталляций (публичный показ художественных «конструкций» из телевизионных и видео-приборов, подчиненных единой художественной задаче;

d. Нет-арт, или сетевое искусство — художники делают сайты в Интернете (или в любой другой сетевой среде), которые представляют собой самостоятельные произведения искусства. При этом эти произведения не могут нормально существовать ни в какой иной среде, кроме сетевой;

e. Интерактивное, вовлекающее аудиторию, электронное искусство…

В Советском Союзе эти виды искусств были невозможны ввиду идеологических и культурных ограничений. Первые «медиа арт лаборатории» возникли в Москве в середине 90-х годов. После 1995 года появились первые российские медиа художники — такие, как Ольга Лялина, Алексей Шульгин, Андрей Великанов…

В Западной Европе и США «искусство новых медиа» переживает бурный расцвет, и его история насчитывает не менее 30 лет развития. Работают крупные центры медиа искусства, такие как институт ZKM в Карлсруэ. В Германии и Австрии крупных фестивалей по медиа искусству не менее десяти, из которых самыми известными являются European Media Art Festival в Оснабрюке, Германия, и ARS ELECTRONICA в Австрии.

Художники, работающие с «новыми технологиями», имеют поддержку со стороны крупных компаний, культурных фондов и государственных структур. Мотивация — медиахудожники выполняют важную социальную функцию, «очеловечивая и одушевляя» через свое творчество технологические новшества, адаптируя их в культуру через искусство.

Формулировка профессора Моники Фляйшманн из Института Медийных Коммуникаций, Германия, прозвучавшая на Московском Медиаконгрессе 2000: «Если мы не поддержим электронное искусство и медийную культуру, то мы от господства техники проиграем нашу культурную жизнь».

Со своей стороны, школа-студия “Улитка”, соглашаясь со всем вышесказанным, хотела бы добавить к широкому “списку” современных медиа-арт воплощений еще и музыкальную культуру, которая, начиная с конца 60-х годов прошлого века и по наши дни, перестала быть просто музыкальным аудио рядом в том или ином решении, а впитала в себя практически все технологические и культурные новшества современного мира.

Современная музыка — это также и картинка и инсталляция и почти всегда театральная постановка со множеством визуальных эффектов, без которых сегодня уже невозможно представить ни одно постановочное действо, независимо от того, нелинейное оно или случайное. И еще повторим формулировку профессора Фляйшманн: “Если мы не поддержим электронное искусство и медийную культуру, то мы от господства техники проиграем нашу культурную жизнь”. Это правильные слова.

Вам понравится