2 Янв, 2017

Концептуальный дизайн. Истоки.

статья для журнала «Премьера», №1(3) январь 2013


Словосочетание «концептуальный дизайн» в потоке артистических (от слова «artist» — художник) и технологических новообразований существует давно. Во всяком случае, его смысловое наполнение появилось гораздо раньше, чем само озвученное понятие. Но туману здесь и по сей день много. Попытаюсь в этом разобраться, но в духе этой короткой статьи.

Слово «концепция» происходит от латинского слова «conception», т.е. система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, единый определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

«Дизайн» — английское слово «design», означающее конструировать, проектировать или, что тоже самое, — художественное конструирование предметов, эстетическое проектирование чего-либо.

Скорее всего, происхождение и того и другого слова не латинское или английское, а финикийское, а может быть и еще более древнее. Замечаете, куда я гну? Туда, в далекую древность, которой тысячи и тысячи лет, когда люди понятия не имели, что занимаются концептуальным дизайном, создавая, к примеру, букву «A». В древнеславянских языках она звучала как «Аз», в греческом, как «Альфа»,  а во всех ближневосточных языках, как «Алеф». Ну а само слово «Алеф» переводилось как «ярмо» или «хомут»,  в который впрягали быка, чтобы пахать на нем землю. И вот, это довольно примитивное технологическое устройство, имевшее форму грубого треугольника с перекладиной, со временем превратилось в очень эстетичную букву «A». И так со всем алфавитом, который, сильно трансформировавшись в простейшие иероглифы, сначала попал на корейский полуостров, а затем в Китай и Японию, дав миру великолепное искусство восточной каллиграфии. Все просто… Однако кто-то же сказал первым, что обыкновенный хомут это буква «A». Вот он и был первым концептуальным дизайнером.

Концептуальные дизайнеры существовали во все времена и в любых областях человеческой деятельности. Есть музыкальный дизайн, поскольку нам всем абсолютно понятны слова «музыкальный рисунок», есть архитектурный дизайн, художественный дизайн, пространственный дизайн, технологический… Важны формы и их сочетания. А форм не так уж и много – в музыке это несколько тонов и полутонов, в области рисунка это круги, квадраты, треугольники, линии, а все остальное — это производные. В пространственных решениях это шары, кубы, пирамиды. В технологиях, например, автомобильном дизайне, это различное сочетание известных форм в каких-то пропорциях,  учитывающих законы эргономики. Но вот что бы я добавил от себя – воздух, пустоту. Это также является формой и очень важной!

Очень важно прочувствовать свойства каждой формы, ну, например, круг или шар – это законченность, совершенство. Треугольник или пирамида – надежность и устойчивость. Вспомним пирамиды Гизы – до сих пор непоколебимо стоят (постарались дизайнеры того времени).

Важен также и цвет, и свет. Каждый цвет имеет свои свойства. Черный — это глубокий, поглощающий, но не манящий. Белый цвет – цвет чистоты, цвет отдающий, но довольно строгий – особой радости не несет. А вот темно-синий цвет — волшебный, манящий.

Создавая концепцию, в первую очередь, важно знать, чего ты хочешь (или что от тебя хотят), а во вторую очередь, знать — зачем ты это хочешь, что не менее важно. И если ты действительно это уже знаешь, тут надо решать вопрос с формами, цветом и доминантой, т.е. доминирующим элементом (или элементами) концептуального решения. К примеру, доминирующими элементами у Пикассо были очень простые, плоские формы, но совершенно в удивительном сочетании. Доминанта у Сальвадора Дали — яркие (там, где нужно) цвета, гиперболически измененные формы и изумительно переданные светотени, подающие нам почти реальное ощущение пространства. Вдобавок ко всему, Дали использовал необычные названия для своих работ и также преподносил их как форму. Доминанта Шагала в его работах — это простота и память. Доминанта Баха – это великолепная полифония. Доминанта Шостаковича — непредсказуемый мелодийный ряд…

В современном мире, концептуальный дизайнер – это уже конкретная профессия. Ora Ito (псевдоним 29-летнего французского дизайнера) хороший тому пример.

Его стиль, который он называет Simplexity (сложная простота) – сочетание простоты и сложности. Когда все излишества убираются, остаётся только чистая сущность. Это ему принадлежат, на мой взгляд, очень правильные слова, которые в точности передают сущность дизайна – «Просто создавайте, даже если это будет просто на бумаге – ваша идея уже начнет существовать».

    

Хотя главная доминанта в творческих порывах и усилиях любого человека, создающего какую-либо арт-продукцию — это сосредоточенность. И, конечно, знание современного инструментария. На сегодняшний день практически весь подобный инструментарий представлен в виде компьютерного софта, перечень которого огромен. Что-то лучше, что-то хуже, поэтому, зная всего несколько базовых программных графических пакетов (зная очень хорошо), можно создать какой-либо уникальный дизайн-проект, а также оценить достоинства или недостатки вновь появляющегося софта. Наиболее популярные пакеты для моделирования и дизайна — 3D Studio Max, Adobe Photoshop, Corel Draw, AutoCAD, Adobe Illustrator. Чтобы хорошо изучить инструментарий этих программ, не нужно много времени. Достаточно пройти курсы обучения, но только целенаправленно, помня о том, что главные инструменты в дизайне любого толка — это наши мысли, фантазии и дерзость.

Вам понравится